Ваши требования к профессии
Существует мнение, что, выбирая профессию, мы создаем свой способ и образ жизни. То есть этим мы определяем свою будущую жизнь, то, что ждет каждого после начала рабочих будней.
Сегодня у многих молодых людей процесс выбора профессии часто проходит очень болезненно и растягивается иногда на длительное время. Причин этому может быть несколько, но основной проблемой является недостаток информации. Только человек, который владеет информацией, может принимать взвешенные решения. Это мнение можно отнести не только к выбору профессии, но и к любой сфере нашей жизни. Какая же информация необходима для того, чтобы выбор профессии был удачным? Точного ответа на этот вопрос нет, поскольку все зависит от самого человека, его особенностей и предпочтений, но чтобы выбор был наиболее удачным, важно учитывать формулу выбора профессии: «хочу-могу-надо».
«Хочу» – определение своих профессиональных интересов и склонностей. Если вам сложно сделать выбор, или вы проявляете интерес сразу к нескольким видам деятельности, то облегчить задачу помогут различные профориентационные тесты и методики для определения профессиональной сферы. Помочь с выбором, проведением и результатами теста может любой психолог, в том числе и школьный, или консультант центра профориентации, которые имеются в большинстве организаций, занимающихся массовым трудоустройством.
«Могу» – профессиональные качества, которые определяют возможности, уровень знаний, психологические особенности, способности человека, состояние здоровья. Здесь важно понимать, что человеческие ресурсы безграничны, и если у вас нет таланта в какой-то сфере, но очень хочется заниматься именно этим, то, приложив способности можно развить, работая над собой. Особенно полезно посещать определенные занятия профориентационного характера, такие как семинары, кружки, экскурсии, собрания, беседы, где подскажут и помогут выработать необходимые навыки, научат быстро ориентироваться в постоянно изменяющемся рынке труда, выработать определенные навыки, необходимые для удачного выбора профессии.
«Надо» – потребности на рынке труда определенных профессий: какие из них перспективные, какая оплата труда по выбранной специальности, социально-экономические проблемы конкретного региона, где планируется трудоустройство, ведь кроме желания и возможностей есть еще и условия, которые от нас могут совершенно не зависеть, но мы можем вполне зависеть от них. Например, к этому можно отнести реальную оплату труда. Может оказаться так, что заработная плата совершенно не отвечает вашим запросам.
Совершая выбор будущей профессиональной деятельности, нужно обязательно учитывать факторы формулы выбора профессии. Идеальным будет такой вид трудовой деятельности, выполнение которого и интересно исполнителю, и не вызывает у него особых затруднений, и полезно обществу, и хорошо оплачивается. Никто не застрахован от ошибок и неправильного выбора, и это доказывает статистика: почти половина работающих людей сменило профессию почти сразу после окончания обучения и гораздо больше половины работает не по специальности, которая указана в дипломе. Поэтому, во избежание трудностей, необходимо учитывать еще и ошибки, которые допустили другие, чтобы избежать их самому.
Социономические профессии («Человек - Человек»):
Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:
- с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
- с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),
- с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),
- с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)
Биономические профессии («Человек – Природа»):
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны:
- с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
- с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
- с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).
Технономические профессии («Человек – Техника»):
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны:
- с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
- с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
- с ремонтом техники (механик, электромонтер...).
-
Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система»):
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии, связанные:
- с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
- с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
- с чертежами, картами;
- со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
- со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).
Артономические профессии («Человек — Художественный образ»):
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессия данного типа связаны:
- с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);
- с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).
Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение.